Фотография №:
5794d35a0cf28f9320f11ff3
Владелец:
Годлевский
Автор:
требует уточнения
Год:
2005
Дата:
20-01-2005
Страна:
Россия
Город:
Москва
Описание:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ СНГ (По итогам совещания представителей центральных банков и валютных (фондовых) бирж государств СНГ, состоявшегося 25-26 января 2000 года) Существенно замедлилась инфляция. Сформировались национальные валютные рынки на базе внутренней обратимости и национальных валют. Основой валютного рынка государств СНГ остается организованный биржевой валютный рынок, наряду с которым развивается межбанковский рынок. Образование финансовых рынков в странах СНГ за счет выпуска государственных ценных бумаг сыграло важную роль в проведении денежно-кредитной политики, в том числе курсовой политики. Вместе с тем, уровень экономического взаимодействия перестает соответствовать новым реалиям национальных экономик. Если взять валютно-финансовый аспект, то обращают на себя внимание два момента. Во-первых, незначительная доля взаимного товарооборота, обслуживаемого национальными валютами, что сдерживает возможности реализации товаров на рынках ближайших партнеров. К примеру, общий товарооборот России со странами ближнего зарубежья в 1998 году составил 30 млрд. долл., в то время как объем операций с ограниченно конвертируемыми валютами на ММВБ – всего 21 млн. долл. Во-вторых, узость рынка национальных валют и снижение объемов операций с ними. В России, например, основным центром биржевой торговли национальными валютами стран СНГ является ММВБ. В 1999 году объем операций на бирже этими валютами составил 13 млн. долл., или в 4,5 раза меньше, чем в 1995 году. Помимо биржи, операции с валютами стран СНГ проводят банки между собой. Соотношение биржевого и межбанковского рынка, по оценке банков-участников, составляет 30:70. Однако, и в отношении межбанковских операций большого оптимизма банки не высказывают. В том, что касается валютных рынков стран СНГ, то в большинстве государств в силу тех или иных причин национальные биржи прекратили котировку национальных валют стран СНГ. Главная причина – в ослаблении внимания к этому направлению валютного бизнеса как со стороны государственных и межгосударственных регулирующих органов, так и со стороны рыночных институтов государств СНГ. В период, когда в странах СНГ создавались национальные валютные рынки, центральные банки и межгосударственные институты уделяли особое внимание проблеме использования национальных валют в финансировании взаимных торгово-экономических отношений. Постоянно проводились двусторонние и многосторонние встречи и консультации не только на уровне государственных и межгосударственных органов регулирования, но также бирж и банков. Все это дало свои результаты. Рынки национальных валют быстро набирали обороты. Только на ММВБ объем биржевой торговли этими валютами за 1993-1995 гг. вырос в 10 раз. Однако, в дальнейшем интенсивность взаимного общения спала. Национальные государственные органы и биржи сосредоточились на внутренних проблемах. Следствием ослабления внимания стала информационная непрозрачность валютных и финансовых рынков стран СНГ. Сейчас мы больше знаем о том, что происходит на валютных и финансовых рынках стран дальнего зарубежья, чем на рынках своих ближайших партнеров. Отсутствие необходимой информации – главная причина ослабления интереса к национальным валютам государств СНГ и снижения объема операций с ними. С нехваткой информации связаны высокие риски в работе с этими валютами и удорожание операций для клиентов. Дефицит необходимой информации вынуждает банки устанавливать друг на друга низкие лимиты, что сужает их возможности в проведении взаимных операций. Соответственно падает и интерес клиентов - экспортеров и импортеров – к использованию национальных валют во взаиморасчетах. Однако, наиболее серьезный ущерб состоит в том, что отсутствие информации фактически делает рынки государств СНГ обособленными и замкнутыми. Нынешнее положение явно противоречит мировым тенденциям. Рынки стран СНГ как бы оказываются в стороне от мирового развития. Во всем мире радикально меняется финансовый ландшафт. Серьезную трансформацию претерпевают инфраструктура мирового валютного и финансового рынка, состав его участников, характер операций. Игра на разнице курсов мировых валют перестала быть самоцелью. Приходят банки, работающие, прежде всего, на рынке ценных бумаг и способные одновременно осуществлять валютное сопровождение операций на фондовом рынке. В настоящее время порядка 60% операций на валютных рынках обслуживают движение капиталов. Растущие объемы международного перелива капиталов обеспечивают рост объема операций на валютных рынках, достигающих, по данным Банка международных расчетов, ежедневно порядка 1,5 трлн. долл. Меняется клиентура банков. Снижается доля торговых и промышленных компаний, возрастает роль компаний, выступающих профессиональными участниками фондового рынка (инвестиционные компании и фонды, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.). Активизируется процесс электронизации биржевой торговли. Усиливается процесс диверсификации биржевых операций. На базе использования современных технологий возникают биржевые альянсы. В последнее время привлекают к себе внимание крупнейшие европейские организаторы торговли – биржи Лондона и Франкфурта, к которым примкнули торговые площадки Амстердама, Брюсселя, Парижа, Цюриха, Милана и Мадрида, которые решают проблемы интеграции. Дело движется к созданию мировых глобальных торговых систем на базе уже существующих бирж, в том числе на основе использования высокоскоростных сетей и Интернета. Опыт мирового развития свидетельствует о том, что развитие валютного рынка возможно лишь во взаимосвязи с фондовым рынком и при наличии такой связи можно создать основу устойчивости национальной валюты и экономики в целом. Соответственно роль и значение центрального банка в системе регулирования любой страны должны укрепляться и увеличиваться, поскольку развитие банковской системы в странах СНГ должно происходить синхронно, с поступательным развитием фондового рынка. Рынок государственных ценных бумаг – это в то же время и важный инструмент регулирования валютного рынка. В условиях консолидации и нарастания конкуренции на мировом финансовом рынке валютные рынки стран СНГ стоят перед выбором: либо, действуя поодиночке, превратиться в технические узлы связи, обеспечивающие технические возможности для западных организаторов торговли и профессиональных участников совершать операции с финансовыми инструментами стран СНГ; либо, объединив усилия и выступив с консолидированных позиций, предложить западным институтам более или менее равноправное сотрудничество на взаимоприемлемых условиях. По большому счету вопрос стоит о поиске валютными и финансовыми рынками государств СНГ своего места во все более интегрирующемся мировом финансовом рынке. Объединение усилий институтов рынка и развитие инфраструктуры рынков стран СНГ должно, в первую очередь, содействовать решению общих проблем этих стран – стимулировать развитие взаимных торгово-экономических отношений, активизировать процессы концентрации капитала и проведение структурных преобразований. В то же время объединение усилий будет способствовать также интеграции рынков стран СНГ в систему мировых финансовых связей. Нынешние финансовые рынки стран СНГ продолжают рассматриваться западными финансовыми и биржевыми институтами как перспективные. Запад готов предложить собственные варианты организации торговли финансовыми инструментами государств СНГ. Главным становится вопрос: где будет центр торговли финансовыми инструментами государств СНГ? В стадии реализации, например, находится проект создания в Вене Центрально- и Восточноевропейской биржи ценных бумаг (Central & Eastern European Exchange – CEEX). Биржа создается на началах долевой собственности Немецкой биржи (Deutsche Bцrse AG), Венской фондовой биржи (Vienna Stock Exchange) на базе новой электронной торговой системы (Xetra), только что запущенной во Франкфурте с использованием клиринговых возможностей Немецкой биржи. Создание такой биржи бросает серьезный вызов национальным рынкам капиталов государств СНГ. Эффективным ответом на конкурентное давление со стороны западных институтов мог бы быть курс на привлечение ликвидности с западных рынков. Для этого нужно, чтобы стандарты работы на финансовом рынке государств СНГ отвечали международным требованиям. Проблема выработки единых стандартов, правил и требований работы на национальных финансовых рынках остается актуальной не только для государств СНГ, но и для рынков развитых государств. Финансовый мир и финансовые рынки становятся все более интегрированными благодаря единым стандартам и требованиям. Но регулирование в плане конкретного надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка, эмиссия ценных бумаг и их обращение, правила и порядок инвестирования в ценные бумаги, требования в отношении соблюдения прав инвесторов остаются национальными. Сохраняются особенности национального законодательства. От решения проблем регулирования операций на финансовом рынке, в том числе внедрения единых международных стандартов, не уйти и государствам СНГ. Предпосылки для взаимодействия национальных рынков государств СНГ имеются. Прежде всего, по линии организаторов торговли. Биржевые институты государств СНГ играют ключевую роль в обслуживании финансового оборота. Они стали многофункциональными институтами рынка, обеспечивая операции с валютой, государственными ценными бумагами, акциями предприятий. Эффективность сотрудничества бирж напрямую будет зависеть от решения таких вопросов, как: • Восстановление взаимного товарооборота между странами СНГ. • Взаимный допуск нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах. • Создание условий для обращения денежных средств в национальных валютах между странами СНГ. • Внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности предприятий, прежде всего, предприятий-экспортеров и импортеров. • Повышение надежности национальных банковских систем. • Внедрение международных стандартов рынка ценных бумаг в странах СНГ и взаимное признание регистрации эмиссии ценных бумаг. Перечисленные условия работы на рынке капиталов стали нормой деятельности на мировых валютных и финансовых рынках. В странах ЕС работает система "единого паспорта". Для стран СНГ разработка таких условий взаимодействия потребует определенного времени и предварительной работы. Состоявшееся 25-26 января 2000 года совещание представителей центральных (национальных) банков и валютных (фондовых) бирж поддержало идею консолидации валютных и фондовых рынков стран СНГ и разработало конкретные меры по ее реализации. В частности, при Национальной валютной ассоциации (Россия) сформирован на международной основе Координационный совет, который взял на себя инициативу по сбору информации и обмену информацией с целью создания единой информационной базы: • О состоянии и развитии рынков стран СНГ. • О принимаемых нормативных актах по их регулированию. • О практике использования национальных валют как средства платежа во внешнеторговых контрактах. • Для подготовки совместных предложений валютных бирж СНГ для государственных и межгосударственных органов регулирования по расширению использования национальных валют во взаимном обороте, а также унификации биржевых торгов валютами стран СНГ. Решено также сформировать в рамках Координационного совета при участии Национальной фондовой ассоциации (Россия) секцию фондовых рынков стран СНГ с целью изучения взаимосвязей валютного и фондового рынков и подготовки условий сближения национальных фондовых рынков стран СНГ. На совещании была одобрена идея создания Ассоциации валютно-фондовых бирж СНГ. (Автор - А. Захаров, генеральный директор ММВБ). ("Известия", 03.02.2000, "Мнение руководителя")
На фотографии отмечены: